Тред для обсуждалки про время.
Хорошо читается тот фик, в котором повествование:
- в настоящем времени
- в прошедшем
- в смешанном
Про последний пункт особенно интересно перетереть. Заходит такое, или нет? Сбивает или лучше воспринимается?
Консерватизм vs нестандартка, короче. Может, кто-то удачные примеры из литературы вспомнит.
URL комментария
Хорошо читается тот фик, в котором повествование:
- в настоящем времени
- в прошедшем
- в смешанном
Про последний пункт особенно интересно перетереть. Заходит такое, или нет? Сбивает или лучше воспринимается?
Консерватизм vs нестандартка, короче. Может, кто-то удачные примеры из литературы вспомнит.
URL комментария
Насчет охуенно - это ты немного погорячился, анон.
Плюсую. Но там настоящее время оправдано.
Потому что ТС долбоеб.
Истину глаголешь, анонче! Доколе?!
Истину глаголешь, анонче! Доколе?!
Тексты без времен раздражают еще больше.
Ты трезв?
вообще-то возможно) но сложно.
аж два примера, правда стихи, Пушкин и Фет
Ещё точно существует такой же текст без глаголов и соответственно без времён, но нагуглить его не удалось
А опиши хотя бы, а? Может, я вспомню.
Начитанный анон
увы, он не то чтобы литературный, скорее чисто грамматический пример в стиле "вот в этом тексте не было ни одного глагола а вы и не заметили".
зато гугл сообщил что существует целый роман без единого глагола. правда он на французском, так что хз что там с выражением времени)) Поезд ниоткуда, автор Мишель Талерgrani.ru/Society/m.69102.html
И не бояться смерти
Бабочки полёт
1) Прошедшее время означает, что подразумеваются говорящий и слушающий, пишущий и читающий. Что рассказчик рассказывает историю для кого-то - для читателя, для другого персонажа, для воображаемого собеседника. Каждый момент, когда в тексте что-то случается, не совпадает с моментом, когда он был раньше, - то есть и моменту, и читателю придаются некоторая ценность, причина, из-за которой автор захотел представить одно другому. В настоящем такого нет, там действие - вещь в себе, рассказчик перестает быть рассказчиком, он снимает с себя ответственность за впаривание этой информации читателю и виртуально позволяет читателю самому собрать из происходящего свою историю. Понятно, что история по факту уже собрана автором и может быть той же самой, что в прошедшем времени, но ощущение от нее всё равно может быть другое, ожидания читателя будут немножко разными и он разное будет видеть в тексте. Если автор не хочет усушивать историю до последовательности подталкивающих сюжет вперед событий, ему есть смысл выбрать настоящее время; если, наоборот, хочет предупредить читателя, что сейчас будет не просто создаваться образ, а демонстрироваться причинная связь, тогда лучше прошедшее.
2) Они оба в каком-то смысле неудобны чисто грамматически. Прошедшее - потому что в русском языке нет плюсквамперфектов. В настоящем времени достаточно поставить глагол в прошедшее, чтобы было ясно, что это ссылка на уже случившееся до момента действия. В прошедшем нужно лепить лишние слова ("уже" - всего три буквы, но в некоторых стилях и жанрах и этого слишком много) или еще как-нибудь извращаться. Настоящее - потому что оно не сочетается с совершенным видом, все глаголы надо переделывать в несовершенный, из-за этого часто теряется информация. "Небо затягивает тучами" - половина читателей отнесет эту фразу к моменту шкалы времени, когда небо покрылось тучами полностью, половина - к промежутку, когда их становилось больше. Так что тут автор может ориентироваться еще и на то, какой вид неоднозначностей ему проще устранять.
А смешанное (если не относить к нему упомянутые выше вкрапления прошедшего в настоящем, когда речь идет о том, что уже произошло к описываемому моменту) - это о-очень сильное средство. Не знаю, может, мне и попадались какие-то хорошие фики, где оно было так уместно, что даже не зафиксировалось в памяти в качестве использованного средства, но везде, где случалось обратить на него внимание, казалось, что без него было бы лучше. Смена времени означает резкое изменение восприятия, отключение/включение рефлексии, например, - то есть недостаточно поменять только время, там всё должно быть каким-то... другим.